Гильдия Стоматологов

Психолог в стоматологической клинике

Здравствуйте!

Меня зовут Яна, я дипломированный психолог, который помогает взрослым и детям преодолеть страхи перед лечением у врача-стоматолога.

 

На первый взгляд, наличие психолога в стоматологической клинике действительно не кажется необходимым. Психологические услуги в наше время широко представлены и в случае необходимости, каждый из нас может обратиться за консультацией, исходя из личных предпочтений. Но все мы часто на собственном опыте убеждаемся, что первый взгляд бывает ошибочным. В ситуации, когда взрослый человек, «нейтрально» относящийся к стоматологическим манипуляциям, приходит в клинику, получает помощь и уходит до следующего обращения, действительно, может показаться, что психолог не нужен. Предлагаю эту ситуацию рассмотреть позже, а пока поговорить о других причинах появления психолога-консультанта в клинике. Например, давайте рассмотрим непосредственно лечение, особенно длительное. Стоматология в современное время находится на передовых позициях в применении новых технологий. В ротовой полости сейчас используются все последние достижения в области науки и техники. Но накопленный опыт показывает, что такая механистическая модель, т.е. отношение к человеку как к машине, в которой можно поменять запчасти и всё будет дальше хорошо работать, не приводит к ожидаемым результатам. 
Часто бывает, что человек приходит уже в стрессе (внутриличностный или внутрисемейный конфликт, напряженность на работе и пр.). Назначенное лечение, которое, в свою очередь, также может нести стрессовый характер, накладывается на базовый стресс, что вызывает неуправляемую реакцию, исход которой малопредсказуем. Такой пациент склонен к недоверию к врачу, клинике,  предложенному варианту лечения, стоимости - все эти факторы осложняют процесс лечения, затягивают его....
В то же время, когда удается оказывать воздействие на болезнь сразу с нескольких сторон, сроки лечения сокращаются, пациент легче его переносит, снижается количество осложнений лечения и удовлетворение от полученных результатов в итоге со знаком плюс. 
Хочу  обратить внимание на особенности оказания стоматологической помощи маленьким пациентам клиники, а они без сомнения есть.
Я намеренно начала со взрослой половины пациентов клиники, объясню почему. Мы сейчас живем в «детоцентрированном» мире. Это означает, что детству уделяется очень много внимания, и часто взрослые забывают о себе и о качестве своей жизни. 
На приеме иногда можно услышать: «Да ладно, что уж там обо мне говорить, вот детей на ноги поставлю, тогда можно и о себе подумать». Во мне всегда это вызывает эмоциональный отклик. Ведь самочувствие ближайшего окружения, членов семьи напрямую влияет на развитие ребенка и качество его жизни. 
Мышление маленького человека устроено «не так», как у взрослого, причем, не стабильно «не так», а постоянно изменяется по мере взросления. И именно от взрослого зависит, с каким эмоциональным фоном ребенок включит врача-стоматолога в свою картину мира. Ведь изначально у ребенка нет причин бояться стоматолога, у него может быть страх новизны или неопределенности, но этот страх характерен природе любого живого существа и обычно легко побеждается интересом и любопытством. А если родитель приходит домой после приема стоматолога и говорит: «Как же я ненавижу ходить к стоматологу!», то в картине мира ребенка формируется соответственное отношение: стоматолог – это плохо, страшно. Именно поэтому координация действий со специалистом – психологом позволяет избежать случаев, когда родительская тревога передается ребенку, усиливая его страх и тревогу. 
Если провести некоторое время в холле детской стоматологической клиники, можно наблюдать разные картины поведения ребенка и взаимодействия ребенка и родителя. К кому может обратиться за помощью родитель, если у него не получается откорректировать эмоциональное состояние ребенка, а к врачу идти необходимо? Конечно, у врачей накоплен огромный опыт общения с детьми, но у них иная задача и через определенное время врачу уже необходимо принимать следующего пациента. В этом случае наличие психолога может сильно облегчить ситуацию. Иногда бывает достаточно одной подготовительной беседы, иногда их необходимо некоторое количество. Все зависит от запроса и достижения желаемого результата. 
О чем психолог может рассказать родителям и ребенку, да и целом взрослому пациенту .
Очень важной частью общения с психологом является так называемое психообразование. Никто ведь не рассказывает нам, как быть родителями. И мы воплощаем эту роль в основном интуитивно. А в интуиции нет почти ничего загадочного, там по большей части накопленные нами за жизнь стереотипы реагирования и взаимодействия, которые не всегда удачно подходят под меняющиеся обстоятельства. 
Как я уже говорила, неизвестность всегда пугает, и поэтому важен не сам факт наличия тревоги, а ее уровень и возможность возвращения в комфортное состояние. Психолог расскажет родителям и ребенку об алгоритме и средствах, которые делают процесс лечения комфортным. Ребенок ознакомится со стоматологической установкой, инструментами, пастами, материалами, что обычно сильно понижает уровень тревоги. Наиболее удачный вариант обращения к психологу, это когда родители еще ничего не говорили ребенку о предстоящем мероприятии, а обратились без ребенка за консультацией. Психолог расскажет родителям, как лучше подготовить ребенка к посещению стоматологической клиники, учитывая индивидуальные психологические особенности. Во время этой консультации у родителей есть возможность рассказать об увлечениях и интересах ребенка, которые можно использовать для налаживания стоматологом дальнейшего контакта с ребенком. 
Если Вы заметили, я не говорю о том, что психолог поможет родителям сделать все, чтобы избавить ребенка от негативных чувств. Здесь очень важным является формирование навыков совладания со своими страхами и негативными эмоциями. Тем самым у ребенка развивается способность самостоятельно справляться со сложной ситуацией. 
Теперь о тех запросах, которые не касаются непосредственно страха идти к стоматологу, но в той или иной степени они оказывают влияние на процесс лечения. Эти запросы чаще всего могут возникать уже в процессе первичного общения с психологом. Я не встречала семьи, в которой всё было бы гладко. В разные периоды существования семьи возникают, намеренно не хочу использовать слово «проблемы», те или иные нестабильные состояния. Можно воспользоваться метафорой вулкана – некоторое время спокоен, потом вдруг начинает трясти, а потом и лаву извергать, уничтожая всё вокруг. Думаю, всем это знакомо, независимо от того, каким членом семьи Вы являетесь. Некоторые семьи возвращаются в спокойное состояние самостоятельно, но есть и такие, которым нужна поддержка извне, чтобы не оказаться на пепелище. 
 Важно понимать, что эффективность любого лечения напрямую зависит от того, в каком психологическом состоянии находится человек, обратившийся за помощью.
Хочу рассказать, как проходит обычный стоматологический прием. А также о том, в чем роль психолога в целом в стоматологическом коллективе.
Обычный прием со стороны выглядит так: пришел пациент, сел в кресло, получил помощь, оплатил ее и ушел. Но если мы спросим этого пациента на выходе, понравилось ли ему обслуживание, в ответ можем услышать: «Нормально, но что-то врач сегодня был «не в духе», рассеянный какой-то, не знаю, долго ли эта пломба простоит». Это еще один большой пласт работы психолога в клинике. Врачи – те же люди, что и мы с Вами. В их жизни происходят те же радости и трудности. И здесь речь идет обо всем персонале клиники. Вы же не сразу в кресло стоматолога попадаете, самый первый контакт вообще происходит по телефону. Ведь так? 
Я оставила эту тему на потом вот почему. Обычно у нас, как клиентов, оплачивающих услуги, есть желание, чтобы нас обслужили так, как нам нравится. И вроде бы здесь нет ничего предосудительного, не правда ли? Вот мы подходим к стойке регистратора, а девушка, вместо того, чтобы нам улыбнуться, бормочет что-то себе под нос и взгляд отводит. Я, конечно, не говорю, что психолог может с утра каждому работнику клиники какие-нибудь гаечки подкрутить, и они пойдут всем улыбаться. Но если у сотрудника есть возможность обратиться к специалисту по поводу своих переживаний, чтобы они как можно меньше влияли на качество обслуживания пациента, мне кажется, от этого все только выигрывают. 
Вот такие аспекты работы психолога в стоматологической клинике можно выделить. А дальше – выбор качества своей жизни всегда за человеком, который ее  проживает.

 

© Copyright 2019 Гильдия Стоматологов. Имеются противопоказания, требуется консультация специалиста.
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
IT агентство Муравей
IT агентство Муравей
Создание и продвижение сайта
IT агентство Муравей
IT агентство Муравей
Создание и продвижение сайта
Спросите врача